Магадан. Колыма > Гость сайта > Стратегия инновационного развития северного региона

Стратегия инновационного развития северного региона


23 марта 2007.
Сложившаяся в советское время система управления развитием северных городов России не ориентирована на формирование инновационной экономики. Созданная под иные цели и задачи, она не позволяет получить желаемых результатов за счет надлежащего инфраструктурного обслуживания инновационных отраслей производства и сфер обеспечения жизнедеятельности города. В результате экономика Магадана медленно ориентировалась на инновационный путь развития и не обладала необходимыми инновационными качествами.

Не способствовала формированию и воспроизводству инновационных отношений в вопросах собственности, земли, жилищного обеспечения граждан, создания информационного общества, других приоритетных направлений развития города, его социально-экономического потенциала и несовершенная организационная структура управления муниципальными образованиями.

Ресурсный и производственно-технологический потенциал отраслей, функционирующих на территории как муниципального образования, так и региона в целом был ориентирован преимущественно на экстенсивный путь развития. Основывался на добыче драгоценных металлов, рыбы и рыбопродуктов, не обеспечивая активного развития перерабатывающих производств и роста экономики инновационным путем.

Затраты на поддержание потенциала отраслей, функционирования социальной сферы города постоянно росли, а получаемые доходы в большей части изымались государством. В результате собственной прибыли, необходимой для реинвестирования в развитие инновационного производства и формирование современных социально-экономических отношений, в которых сегодня заинтересованы все горожане, оказалось недостаточно.

Ситуация в городе и регионе требовала совершенно новых подходов к управлению развитием территории. Впрочем, само время диктовало поиск современных региональных стратегий по всей стране, поскольку на практике мы то и дело сталкивались с парадоксами.

С одной стороны, Магадан обладает колоссальными конкурентными преимуществами. Расположенный в центре транспортного коридора России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, он при численности населения в 107,3 тыс. человек имеет достаточно высокий интеллектуальный потенциал. В городе сосредоточены шесть научно-исследовательских институтов, действуют Северный международный университет, Магаданский институт управления Санкт-Петербургской академии экономики и управления, 5 филиалов высшей школы других центральных вузов, в которых обучается более 12 тысяч северян. Удельный вес населения с высшим образованием постоянно растет, значительно превышая среднероссийский показатель. Но насколько востребована эта интеллектуальная элита края?

По моему глубокому убеждению, и сегодня она задействована в лучшем случае на десятые доли процента. И потому молодые ученые уходят в бизнес. Среди выпускников вузов немало безработных, а еще больше тех, чья сфера деятельности никак не соотносится с полученным дипломом. Закономерен вывод: специфика севера обусловливает необходимость искать особые пути использования интеллектуального потенциала города, которые учитывали бы особенности решения жилищной проблемы в Магадане, позволяли создавать систему мотивационного управления трудовыми ресурсами региона, отвечали бы стремлению активной части персонала иметь карьерный и коммерческий рост.

Второй момент: природные ресурсы Крайнего Севера затрагивают интересы всех уровней экономических, хозяйственных и политических отношений в государстве и выходят за его пределы. Но до последнего времени отношение федеральных властей к богатейшему региону было отношением метрополии к сырьевому придатку. И только нынче, когда дело коснулось геополитической безопасности государства на Дальнем Востоке, правительство изменило политику. Сейчас существенно дорабатывается целевая программа социально-экономического развития ДВ и Забайкалья, началась разработка стратегии развития федерального округа.

Но задолго до этого острую необходимость в разработке многоуровневой системы регулирования развития города, ориентированной на решение задач не только муниципального, регионального, но также государственного и межгосударственного значения, ощутили мы. И сразу же столкнулись с тем, что соответствующей философии регионального развития не существует, нет онтологии, определяющей устройство страны с точки зрения пространства. Не было готовых методик, способных обеспечить экономический подъем!

Каким образом разработать стратегию развития столицы Колымы, чтобы она была, во-первых, регионально-ориентированной, во-вторых, с продуманными механизмами реформирования экономики на базе инновационных хозяйственных связей и организационных ресурсов? Причем изменение системы управления развитием города должно было исходить бы из долгосрочного характера инновационных, социальных задач, требующих выявления системы приоритетных источников расширения доходной базы
и рационализации расходной части бюджета города.

В 2005 году мы заключили соглашение о сотрудничестве с государственным научно-исследовательским учреждением "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития России и Российской академии наук и приступили к разработке Концепции стратегии развития Магадана на 2007-2010 и до 2020 года.

Опыт взаимодействия муниципалитета с ведущими научными институтами страны у нас уже был. В 2002-м совместно с московским фондом "Институт экономики города" разрабатывали среднесрочную программу социально-экономического развития Магадана до 2006 года, позволившую в короткие сроки преодолеть кризис 90-х и динамично развиваться. Теперь предстояло овладеть искусством планирования нашей жизни на долгосрочный период. Чтобы укрепить конкурентные позиции Магадана как в России, так и в развитых странах АТР, а главное - качественно улучшить жизнь горожан, нужны были максимально точный прогноз и осознание на новом уровне приоритетов в экономике, социальной сфере и городском хозяйстве.

Задача не из легких, поскольку особо хвастать нам сегодня нечем: темпы роста валового муниципального продукта весьма сдержанны (в 2005 году - 13,5%, в 2006-м - 17%), износ производственного оборудования высок, а коэффициент обновления основных фондов низок. Городской бюджет остается дефицитным. Две трети доходов - перечисления из областной казны. В расходной части доминируют затраты на ЖКХ (41%), образование (32%), здравоохранение и спорт (10%). 36% предприятий убыточны. На долю малого бизнеса приходится лишь треть общего оборота выпускаемой продукции.

Несмотря на все это, ставку сделали на инвестиционную привлекательность Магадана. И пробным шаром стал проект всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан". Инициировала его и стала основным инвестором магаданская компания "Русс-Олимп", разработчиком выступила инновационная компания "Винтеркрафт". Поначалу многие не восприняли идею горнолыжного курорта в Магадане всерьез. Вы помните убийственную иронию Грефа, однако не прошло и полугода, как "Марчекан" был внесен в реестр инвестиционных проектов туристических комплексов и инвестиционных площадок Федерального агентства по туризму. Нынче он представлен на 2-й Международной туристской выставке ИНТУРМАРКЕТ 2007 в "Крокус-Экспо".

А в феврале в Магадане состоялась презентация Концепции стратегического развития столицы Колымы до 2020 года, которая явилась составной частью системы основных целевых установок развития государства и современной политики в отношении Дальнего Востока и Крайнего Северо-Востока страны.
Главный акцент в проекте сделан на миссии Магадана в Магаданской области, Дальневосточном федеральном округе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он предусматривает укрепление позиций города как административного центра - столицы Колымы, современного научно-образовательного, культурного и промышленного центра, мощного транспортного узла на Северо-Востоке России. Вместе с тем позиционирует себя и городом надежд северян, городом, в котором комфортно жить, есть возможность получить достойное и качественное образование, медицинские услуги и быть востребованным, благополучным.

Как же превратить Магадан в социо-природную территориально-хозяйственную систему, развивающуюся на базе инновационных хозяйственных связей?

Концепция стратегического развития определяет для этого следующие направления:
1. Регенерация городской экономики. Она предусматривает реструктуризацию промышленных предприятий и городских старопромышленных зон, преобразование жилфонда и коммунальных услуг: модернизацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, а также жилфонда в микрорайонах исторической застройки, использование инновационных технологий при строительстве новых домов. Важным является и переход от сервисного центра к "электронному городу" через создание единой информационной системы, включающей в себя информационные ресурсы мэрии, городских служб, отраслевых предприятий и бизнес-структур и активное использование современных информационных технологий. Важным моментом является партнерство городских и областных субъектов экономики. Ставка в этих отношениях делается на внутренние факторы развития: креативность жителей, предпринимательскую энергию, качество муниципального управления. Важен новый подход вовлечения горожан в ресурсное освоение региона: оказание "умных услуг" консалтинга, информационные обмены (наукоемкие производственные услуги корпоративным структурам и старательским артелям по переоценке рудных и россыпных месторождений, предоставление услуг по поиску и разведке месторождений, услуги по применению новых технологий извлечения тонкодисперсного золота и т.д.).
Для эффективного использования интеллектуального потенциала колымской столицы Магадан должен стать студенческим городом, наукоградом. Предпосылки для этого есть. О них мы говорили прежде.
2. Активная инвестиционная политика. Для этого в муниципалитете создан Инвестиционный совет, сформирован реестр инвестиционных проектов. И, конечно же, большую роль играет развитие услуг въездного туризма.
3. Принципиально новый подход к системе управления муниципальной собственностью. На Аляске говорят: "Лучшие деньги - это невидимые деньги". Вспомните, на чем зиждется богатство этого американского штата. Совершенно верно: на оптимизации отношения собственности. Власти штата получили земельный федеральный грант, когда земля ничего не стоила. Когда же на полуострове была обнаружена нефть, земля моментально приобрела колоссальную ценность и деньги рекой полились в казну штата. Теперь давайте посмотрим на стратегию развития Магаданской области, на те проекты, которые обсуждаются и разрабатываются у нас. Нефтедобыча на шельфе Охотского моря. Золоторудное освоение на сопредельных территориях Магаданской области и Якутии. Схожие ситуации, не так ли? Отсюда вывод: чем скорее город вернет в свою собственность земли, перешедшие в начале 2000-х годов в федеральное подчинение, создаст земельные кластеры, тем больше вероятность стать богаче уже в недалеком будущем. Но что еще важнее: это будет прирастающая ценность. Мы намерены и дальше выявлять приоритетные источники расширения доходной базы. Будем развивать рынок земли, недвижимости и нематериальных активов муниципального образования; рационализируем сеть объектов социальной инфраструктуры… Одновременно приступаем к разработке Концепции управления муниципальной собственностью, готовим ее нормативно-правовое обеспечение.
4. Новая жилищная политика. Это одна из основных "точек роста" экономики города и главный фактор преодоления временщических установок северян. Экономическое поведение определяется качеством активов, которыми обладают люди. Если вы обитаете в жалкой лачуге, естественно, хочется бежать из нее в любые дали и веси. Но когда вы являетесь собственником привилегированного жилья - современного комфортабельного коттеджа, содержащего технические возможности для широкополосной связи, свободного выхода в Интернет. Да еще и цена на ваш дом растет день ото дня. Вы востребованы, заняты любимым делом, богаты как Крез и имеете все, что для счастья нужно. Само собой, стереотип вашего поведения принципиально изменится.

Вот почему задачей номер один мы ставим избавление города от бараков, удешевление строительства жилья, внедрение инновационных технологий возведения домов и использования организационно-финансовых механизмов.
5. Укрепление малого предпринимательства. Упор делаем не на бизнес как таковой, а на приток экономических ресурсов, которые должны содействовать развитию местной экономической базы. Механизмы разнообразны: долевое участие в реализации наиболее важных для города и недостаточно выгодных для бизнеса в коммерческом отношении проектов и программ; микрокредитование, социальное партнерство. Администрация города готова оказывать поддержку новым формам самоорганизации субъектов, сельхозпроизводителям через муниципальный заказ, гранты. Создаем условия добросовестной конкуренции в городе. Мы заинтересованы в создании новых рабочих мест в сфере инфраструктурного обслуживания реального сектора экономики и муниципального хозяйства.

6. Сохранение индустриального наследия Магадана. Принципиальная позиция: город должен быть узнаваемым. Его брендом служит культура, история, нематериальные и материальные активы (памятники истории и культуры, сохраненный архитектурный облик города, традиции, атмосфера, взаимоотношения). Мы активно включились в федеральную программу "Исторические города России", чтобы сохранить уникальную среду столицы Колымы, которая сама по себе является памятником всемирного наследия.

7. Социальная работа. Считаем эту сферу жизни города - отнюдь не монополией мэрии. Она - предмет нашей коллективной заботы и ответственности. Равноправными партнерами муниципалитета являются и общественные некоммерческие организации, и корпоративные структуры.

Переход к новому типу экономического развития Магадана характеризуется не только инновационными средствами достижения целей, инновационным управлением. Они вторичны. Первичны новаторские цели, если хотите, амбициозные.

Сегодня мы стали по-новому понимать роль власти в управлении городом. Двенадцать лет перехода к рыночной экономике приучили многих радоваться только тому, что у нас ничего не взорвалось, что мы не замерзли, вовремя выплатили зарплату. Безусловно, нужно уметь оперативно решать текущие вопросы. Но мы должны видеть перспективу. И не только видеть, а понимать, за счет чего мы можем свои перспективные проекты реализовывать. И как мэр главную ставку я делаю на развитие местного самоуправления в городе. Глубоко убежден, каждый из нас должен осознавать свою меру ответственности за общее дело в целом. Как нельзя лучше, подтверждают это слова Ромена Роллана: "Каждый человек должен понять, что он - творец и хозяин мира, что на нем - и ответственность за все происходящее на земле, и слава - за все хорошее, что есть в жизни". Как только мы придем к такому в нашем Магадане, я буду уверен: стратегию развития столицы Колымы мы сегодня выбрали верно